top of page

Мини-пьесы Никиты Ворожищева опубликовали в литературном альманахе "ЛИТИС".

Литературная Россия, Архив : №04. 28.01.2011

СЧА­СТ­ЛИ­ВО­ГО ПО­ЛЁ­ТА И ПЛА­ВА­НИЯ

Со­бра­лись как-то вме­с­те де­сят­ка два ода­рён­ных вы­пу­ск­ни­ков и сту­ден­тов Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та, со­зда­ли ин­тер­ак­тив­ную твор­че­с­кую груп­пу «ЛИ­ТИС» и вы­пу­с­ти­ли свой пер­вый ли­те­ра­тур­ный аль­ма­нах с тем же на­зва­ни­ем, при­чём на свои день­ги, без чьей-ли­бо спон­сор­ской по­мо­щи. На­чи­на­ние по­лу­чи­лось очень удач­ным, взве­шен­ным, про­фес­си­о­наль­ным. Я про­чи­тал пи­лот­ный но­мер от кор­ки до кор­ки и мо­гу от­вет­ст­вен­но за­явить: эти ав­то­ры вхо­дят в рус­скую ли­те­ра­ту­ру все­рьёз и на­дол­го. Каж­дый из них име­ет соб­ст­вен­ное твор­че­с­кое са­мо­вы­ра­же­ние, свой стиль. Они раз­ные, а объ­е­ди­ня­ет вот что. Об этом ска­за­но в ма­ни­фе­ст­ном об­ра­ще­нии к чи­та­те­лю:


«Се­го­дня как ни­ког­да труд­но все­рьёз го­во­рить о ли­те­ра­ту­ре. Всё ча­ще раз­да­ют­ся го­ло­са о том, что Ве­ли­кая Рус­ская Ли­те­ра­ту­ра – это то, что про­шло, и с этим на­до сми­рить­ся. Нам, на­чи­на­ю­щим пи­са­те­лям на­чи­на­ю­ще­го­ся ве­ка, вы­па­ло в со­ав­то­ры стран­ное вре­мя – вре­мя, ког­да ме­с­то «учи­те­ля жиз­ни» за­ни­ма­ет не кни­га, а Ин­тер­нет и те­ле­ви­де­ние, мас­сме­диа. Чи­тать кни­ги? За­чем, ес­ли есть «крат­кие пе­ре­ска­зы 100 луч­ших про­из­ве­де­ний». Пи­сать кни­ги, тра­тить на это го­ды сво­ей жиз­ни? За­чем, ес­ли есть ли­те­ра­тур­ные «не­гры» и «бест­сел­лер­ные» кли­ше: пе­кут­ся ав­то­ры, пе­кут­ся «ро­ма­ны не­де­ли», как пи­рож­ки, ты­ся­чи книж­ных ма­га­зи­нов рек­ла­ми­ру­ют их, ты­ся­чи но­во­об­ра­щён­ных по­клон­ни­ков око­ло­ли­те­ра­тур­но­го «фаст-фу­да» по­ку­па­ют, гло­та­ют и вы­бра­сы­ва­ют эти опу­сы в му­сор­ное ве­д­ро, что­бы на­ут­ро ку­пить но­вые… Мы бе­рём­ся до­ка­зать, что от­пе­вать Рус­скую Ли­те­ра­ту­ру ра­но. Что она по-преж­не­му о Глав­ном. По-преж­не­му ис­пол­ня­ет важ­ную мис­сию – по­мнить всё, пра­виль­но ста­вить во­про­сы, ис­кать от­ве­ты. По-преж­не­му предъ­яв­ля­ет вы­со­чай­шие тре­бо­ва­ния к пи­са­тель­ско­му ма­с­тер­ст­ву. Что она не толь­ко бы­ла, но и бу­дет – Ве­ли­кой».


Я не имею воз­мож­но­с­ти рас­ска­зать о каж­дом из пред­став­лен­ных в аль­ма­на­хе ав­то­ров. Но осо­бо хо­те­лось бы от­ме­тить ще­мя­щие ду­шу рас­ска­зы Ана­с­та­сии Чер­но­вой и Ека­те­ри­ны Зло­би­ной, жё­ст­кие этю­ды Ан­ва­ра Ба­ба­ха­но­ва и Ири­ны Ми­т­ро­фа­но­вой, ми­ни-пье­сы Ни­ки­ты Во­ро­жи­ще­ва, хро­ни­каль­но-ху­до­же­ст­вен­ные ка­д­ры Алек­сея За­лес­ско­го, фи­ло­соф­ские за­ри­сов­ки Сер­гея Кро­ми­на, ска­зоч­ную ре­аль­ность Яна Ми­щен­ко. И что ин­те­рес­но: по­сле каж­до­го про­из­ве­де­ния сле­ду­ет кри­ти­че­с­кий взгляд на не­го дру­го­го ав­то­ра, ана­ли­зи­ру­ю­щий до­сто­ин­ст­ва и не­до­стат­ки. Та­ким об­ра­зом, аль­ма­нах пред­став­ля­ет со­бой не­кое твор­че­с­кое об­ще­жи­тие, где все хо­дят друг к дру­гу в гос­ти, спо­рят, об­суж­да­ют про­чи­тан­ное. Вот толь­ко что ме­ня уди­ви­ло – нет по­эзии. Как же так? Не­уже­ли сту­ден­ты и вы­пу­ск­ни­ки Ли­ти­с­ти­ту­та боль­ше не пи­шут сти­хов? На­де­юсь, что в сле­ду­ю­щих но­ме­рах этот про­бел бу­дет вос­пол­нен.


И ещё. Кол­лек­тив­ные со­зда­те­ли аль­ма­на­ха, при­гла­шая при­нять в нём уча­с­тие всех же­ла­ю­щих, твёр­до пре­ду­преж­да­ют, что ка­те­го­ри­че­с­ки не при­ни­ма­ют­ся: фэн­те­зи, лю­бов­ные ро­ма­ны, де­тек­ти­вы и «блок­ба­с­те­ры», на­пи­сан­ные по из­да­тель­ским кли­ше и за­цик­лен­ные на пол­ном иг­но­ри­ро­ва­нии ре­аль­но­с­ти; тек­с­ты, в ко­то­рых ис­поль­зо­ва­на не­о­прав­дан­ная ху­до­же­ст­вен­ны­ми прин­ци­па­ми не­нор­ма­тив­ная лек­си­ка, опи­са­ние же­с­то­ко­с­ти, пор­но­гра­фи­че­с­кие сце­ны; тек­с­ты, по­эти­зи­ру­ю­щие по­рок; тек­с­ты, про­па­ган­ди­ру­ю­щие меж­на­ци­о­наль­ную, по­ли­ти­че­с­кую и ре­ли­ги­оз­ную рознь, са­мо­убий­ст­во, ос­кор­б­ля­ю­щие че­ло­ве­че­с­кое до­сто­ин­ст­во; тек­с­ты, ху­до­же­ст­вен­ный уро­вень ко­то­рых не вы­ше школь­но­го со­чи­не­ния и не мо­жет пре­тен­до­вать на се­рь­ёз­ный раз­бор. Как ви­ди­те, план­ка за­да­на очень вы­со­кая. Со­от­вет­ст­ву­ю­щая тра­ди­ци­ям рус­ской ли­те­ра­ту­ры. И есть свой сайт в Се­ти: http://www.litis.org/.


Пост­скрип­тум. Ког­да-то дав­но, ещё в ХIХ ве­ке, ми­нистр фи­нан­сов ни­ко­ла­ев­ской Рос­сии Егор Фран­це­вич Кан­крин са­мо­уве­рен­но из­рёк: «На­воз – это то­вар, а кни­га – это не то­вар». Ну, в об­щем-то, вре­ме­на вер­ну­лись, в том смыс­ле, что всё ста­ло то­ва­ром, вклю­чая уна­во­жен­ные кни­ги. Как по­ра­до­вал­ся бы Кан­крин, гля­дя на ны­неш­нюю ма­ку­ла­ту­ру. А вот кни­ги с ду­хов­ным со­дер­жа­ни­ем, вро­де аль­ма­на­ха «ЛИ­ТИС», по-преж­не­му то­ва­ром не яв­ля­ют­ся. Да это и не бе­да. У них дру­гая шка­ла цен­но­с­тей.


Ссылка на оригинал статьи - ТУТ.

 

Фото с презентации альманаха:


37 просмотров
bottom of page