top of page

Интервью с режиссёром "Деструкторов" Игорем Коротким

Игорь Короткий: "Мы развеяли для себя пару мифов о краудфандинге"

режиссёр - Игорь Короткий

В августе прошлого года Молодежный центр СК РФ в рамках акции «Поддержи дебютное кино» на краудфандиноговой платформе «Boomstarter.ru» выступил куратором проекта режиссера Игоря Короткого под названием «Деструкторы» - короткометражки о байкере и «потерявших страх» детях. За это время режиссер закончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Владимира Хотиненко), превратившись из студента 5-го курса в законного искателя средств на кино, и вошел в лонг-лист I питчинга дебютантов, который проводил Молодежный центр СК РФ.

Несмотря на то, что в первый раз участников краудфандинговой операции не ждал успех на ниве народной поддержки, авторы, уверенные в необходимости своего дела, вновь разместили на платформе Planeta.ru проект практически уже отснятой комедии-триллера. И во второй раз заявленная сумма не была полностью собрана.

Стоит заметить, что за свое упорство режиссер Игорь Короткий уже даже был награжден на «Кинотавре» – в 2012-м полученный им диплом имел специальное упоминание жюри - «За упорство и находчивость в решении режиссерской задачи».

Вслед за режиссером и вся съемочная группа «Деструкторов» продемонстрировала чудеса стойкости и выносливости - за 17 дней экспедиции в селе Горбово Клинского района их энтузиазм подвергался испытанию на прочность тотальным невезением: за это время сломалось все, что только могло сломаться: в 1 день - машина режиссёра; во 2 день - прицеп с техникой; на 3 день вышла из строя отопительная система дома, в котором ютилась съемочная группа. Далее отказывали аккумуляторы, ломались машины актёров, выходил из строя игровой транспорт (байк).

В какой-то момент художнику-постановщику пришла в голову светлая мысль, что не надо было называть фильм "Деструкторы", и даже были предприняты слабые попытки переименовать проект в "Конструкторы", "Редукторы", "Кондукторы" и так далее, но лучше от этого не становилось: за сентябрь в Московской области выпало 270% месячной нормы осадков, пришлось отменять смены, сокращать сцены и местами перекраивать сценарий. Группа выбилась из графика, работала по 16 часов, а по ночам доводила до ума декорации и рисовала раскадровки к изменённым сценам.

Мы задали автору несколько вопросов о режиссерской выдержке и практике краудфандинга.

- Игорь, эффективен ли этот новый способ «добывания» денег на съемки, и прикладывали ли вы усилия, чтобы объявить о своем проекте на каждом углу?

И.К.: Нам пока похвастаться нечем, мы в краудфандинге новички. Первый блин у нас вышел комом, но это был интересный опыт: мы развеяли для себя пару мифов. Например, я думал, что есть люди, которые сидят на бумстартере, планете и только и ждут, чтобы дать кому-то денег на интересный проект! (смеется).

Разумеется, оказалось, что это не так. Чтобы собрать что-нибудь, необходимо активно пиариться в соцсетях. А поддержат вас в первую очередь родители, друзья и люди, которые о вас уже знают. Большая часть успешных проектов успешна именно потому, что у авторов есть своя аудитория.

Мы сделали выводы из своих ошибок и спустя 4 месяца решили заново запуститься с тем же проектом. Теперь у нас были запросы скромнее, и другие цели, так как основная часть съемок уже прошла. Хотя на пиар в соцсетях времени по-прежнему не хватало, так как параллельно приходилось готовиться к досъемкам.

- Вы представляли свой новый проект «Деструкторы» на каком-либо из питчингов? На ваш взгляд, это действенный процесс или потеря времени?

И.К.: Честно говоря, опыта участия в подобных мероприятиях у меня нет. «Деструкторов» мы подавали на участие в питчинг, проходивший в рамках Российской программы 35 ММКФ, но, к сожалению, не прошли отбор.

Вообще, это замечательно, когда у автора есть возможность рассказать о своем замысле продюсерам, прокатчикам и т. д. Как минимум, это повод себя показать. В будущем обязательно попытаю счастье.

- Вообще постоянный пиар, который начинается еще до запуска проекта, из-за всех этих презентаций и тому подобного – не разрушает ли замысел самого режиссера?

И.К.: Определенно не разрушает. Даже стимулирует! Презентация своего проекта – это очень полезное занятие для режиссера. Оно побуждает лишний раз задать себе вопросы: «А что такого особенного в моем фильме? В чем его новизна, изюминка? Чему он учит, какую идею проповедует? Чем в конечном счете будем удивлять и заинтересовывать зрителя?»

Плюс пиар фильма заранее собирает аудиторию. Мы создали ВКонтакте группу, посвященную «Деструкторам» и активно всех туда приглашаем - http://vk.com/destruktors. Нас пока немного – 200 человек (в основном это члены съемочной группы, родственники, друзья), но тем не менее, когда закончится работа над фильмом, у него уже будет свой зритель. И это очень воодушевляет!

- По первой короткометражке, получившей на 23 Кинотавре диплом со специальным упоминанием жюри «За упорство и находчивость в решении режиссёрской задачи», и по интригующему съемочному процессу «Деструкторов» складывается впечатление о вас, как об очень упорном, настойчивом человеке, не сворачивающем с пути ни при каких условиях – будь то вулкан или конец света. Так ли это?

И.К.: Думаю, я не настолько крут. Будучи человеком отходчивым, наоборот, часто готов пойти на компромисс. Это просто необходимо, когда работаешь в коллективе. Другое дело, что начатое дело нельзя бросать на середине пути. Как минимум, это неуважительно по отношению к другим участникам съемочной группы, которые поверили в тебя и отдали твоему фильму массу драгоценного времени. На коммерческих проектах люди по крайней мере получают деньги за свою работу… А здесь единственное вознаграждение за труд – это конечный продукт. Поэтому и приходится преодолевать все трудности, проявлять упорство и настойчивость. Да и вообще, это крайне полезные черты характера в любом деле – не только в кино. Везде есть свои трудности, и если все бросать на середине пути, то ничего в жизни не добьёшься.

Упорству и находчивости учит любая хорошая история. В драматическом виде сюжета, на котором строится 90% удачных фильмов, у главного героя всегда есть цель, которой он добивается во что бы то ни стало, преодолевая препятствия на своем пути и с каждым шагом прикладывая все большее количество усилий. Зритель любит истории о людях, которые умеют добиваться поставленных задач. Думаю, в данном случае, что хорошо для героя фильма, хорошо и для режиссера!

- «Деструкторы» - как пришло в голову такое название и вообще замысел? Расскажите о соавторе и о ваших единомышленниках.

И.К.: Замысел возник очень прозаично. Я в деревне отмывал от грязи свой «Минск», рядом крутились соседские дети, и мне почему-то подумалось, что было бы здорово сделать историю о противостоянии крутого байкера и маленьких хулиганов. Раскручивая этот комедийный конфликт, мы после пришли к пародии на «Один дома», наделили сказочной суперсилой детишек-антагонистов. Ну и название появилось само собой: «Раз дети у нас ломают технику, то кто они? Деструкторы!»

С соавтором мне повезло. Никита Ворожищев – тот редкий сценарист, который умеет работать в коллективе, может увидеть хорошее даже в чужой идее и с интересом включается в рабочий процесс. Без него это была бы другая история, не такая динамичная и смешная. Я вообще считаю, что 1 голова – хорошо, а 2 – лучше, поэтому всегда рад компании.

сценарист - Никита Ворожищев

Другими участниками нашего творческого коллектива я тоже очень дорожу. С некоторыми ребятами мы делаем уже второй фильм: это звукорежиссер – Соня Матросова, композитор – Антон Булле, специалист по компьютерной графике – Сергей Васильев, исполнительный продюсер – Валерия Савельева. Ну, а с оператором – Федором Невровым – мы снимаем уже 3-й фильм и уверен, что будем снимать с ним дальше.

- Вы склоняетесь к черному юмору? Вообще почему его так мало на наших экранах? Не умеем? Боятся продюсеры? Узкая аудитория?

И.К.: Не могу себя назвать ярым поклонником черных комедий. Вероятно, некоторые гэги, используемые нами в «Деструкторах», можно отнести к черному юмору, но в целом у нас добрая комедия.

Почему у нас этот жанр не популярен – вопрос интересный. Думаю, потому, что большая часть фильмов финансируется Министерством культуры, и продюсерам сложно «выбить» бюджет на такое кино.

- Кого из режиссеров – отечественных и зарубежных – вы любите особою любовью?

И.К.: Это сложный вопрос. Не хочу кого-то выделять. Очевидных кумиров нет. Практика показывает, что даже у самых успешных режиссеров бывают неудачные картины. Никто не идеален. Тем более я постепенно расту, вкусы меняются… С особой любовью отношусь к своему мастеру В. И. Хотиненко, который пять лет нас учил и воспитывал.

- Что необходимо автору, желающему сегодня попасть в киноиндустрию? Что здесь играет решающую роль – случай, упорство, протекция, талант?

И.К.: Вероятно, задавать этот вопрос нужно не мне, а тем людям, которые уже попали в киноиндустрию. Ответ на него меня самого очень волнует (смеется).

- Что можно посоветовать тем, кто хочет снимать кино, но не может найти денег на короткометражку, а снять плохо и без бюджета – боится?

И.К.: Не бояться и снимать. Деньги далеко не все решают. Бюджет моей первой короткометражки («Огонь, вода и медные трубы») составил 15 тыс. руб. На съемочной площадке присутствовало 3 человека: режиссер, оператор и актер. Думаю, имею полное право сказать, что кино получилось. С ним я участвовал в короткометражной программе Кинотавра, получил призы за лучший сценарий и лучшую режиссуру на 32 Кинофестивале ВГИК. Главное в такой ситуации - найти свою сильную сторону. Моей сильной стороной была возможность приехать на две недели домой и снять колоритную деревенскую историю. Я ею и воспользовался.

- На что делать ставку: на сценарий, на актеров, на самого себя?

И.К.: Безусловно, на сценарий. Не хочу обижать ни актеров, ни режиссеров, но без хорошей истории все труды напрасны. Какой бы не был талантливый актер, он не вытянет фильм, если сценарий не предполагает возможности раскрытия интересного характера. С режиссурой то же самое. Всегда есть возможность испортить хороший сценарий, но из плохого шедевр точно не сделать.

- У кого советуете учиться (и по каким книгам)?

И.К.: Советую учиться у всех. Как на чужих победах, так и на ошибках. Главное - постоянно что-то смотреть и анализировать увиденное. В плане книг буду банален и консервативен. Всем, кто не настроен снимать исключительно авторское кино, советую «Историю на миллион долларов» Роберта Макки. Она наиболее полно охватывает сценарную составляющую кинопроизведений с драматическим видом сюжета. Также полезно ознакомиться с книгами «Кино между адом и раем» А. Митты, «Как хорошо продать хороший сценарий» А. Червинского, «Как хороший сценарий сделать Великим» Л. Сегер. Они рассказывают о том же, но другими словами. Отдельного внимания заслуживает «Кинематограф и теория восприятия» Ю. Арабова.

- Вообще есть ли надежда встроиться в кинематограф, если даже прокат у нас сегодня – это огромная проблема, и гениальная картина совсем необязательно влечет за собой известность? И на что ориентируетесь вы – на сбор кассы, на фестивальное признание?

И.К.: Фестивальное признание и зрительское внимание предугадать крайне сложно, поэтому я предпочитаю ориентироваться на профессиональный подход к своему делу и свято верю, что режиссеру разбирающемуся в профессии так или иначе найдется место в российском кинематографе. Остается только самосовершенствоваться, активно участвовать в фестивалях, конкурсах, питчингах и быть готовым воспользоваться случаем, если таковой представится.

Более того, я не считаю правильным жёсткое разделение фильмов на кассовые и фестивальные. Наверно, чисто условно их можно поделить на группы: «захватывающие» и «навевающие скуку»; «высокохудожественные» и «не имеющие никакой духовной ценности». Но «высокохудожественные» фильмы не всегда навевают скуку - так же, как и захватывающие киноленты часто могут проповедовать высокие нравственные идеалы. Есть масса примеров подобного синтеза.

Ссылка на статью - ТУТ.


77 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page