top of page

«Исступление» в Каннах

В 2018 году художественный фильм «Исступление» молодого питерского режиссера Эльгуджи Жвания побывал на Каннском кинофестивале. Автор поделился впечатлениями о своей поездке, рассказал все, что нужно знать о самом знаменитом европейском смотре и почему молодые кинематографисты обязательно должны его посетить.

Эльгуджа Жвания – молодой режиссер из Санкт-Петербурга. Несколько лет назад он закончил Институт Культуры по специальности «режиссер документального кино и телефильма». Еще на втором курсе создал свою киностудию North Film Factory, благодаря которой в свет вышли две работы: «Trase» и «Исступление». Последняя из них и попала на 71 Каннский кинофесиваль.

Действия «Исступления» происходят в недалеком будущем, когда человечество научилось клонировать людей. В центре – история одной семьи: один из супругов погиб, второй решается его клонировать. Режиссер рассуждает на тему нравственного выбора в условиях полной модернизации общества.

Эльгуджа Жвания, Дворец фестивалей и конгрессов, Канны.

— Эльгуджа, расскажи, пожалуйста, немного о себе. Как давно ты понял, что планируешь связать свою жизнь с кинематографом?

— Захотел снимать я еще в раннем детстве. Благодаря родителям за своё детство посетил множество стран. Там у меня часто возникало желание запечатлеть всё увиденное мной на пленку. Тогда еще были пленочные фотоаппараты. Но я уже в тот момент начинал понимать: для того, чтобы передать все пережитые эмоции, одних фотографий недостаточно.

— А как ты перешел непосредственно к созданию собственных фильмов? Помнишь свой первый опыт?

— Я начал писать сценарии. Монтировал какие-то ролики, накопил на камеру и снял свой первый фильм. Это было еще в школе. Актерами были друзья, а световым оборудованием – фонарики телефонов. Главное – было безумное желание что-то снять, и осознать для себя: точно ли это то, чем я хотел бы заниматься всю жизнь.

— Скажи, а ты ведь получал какое-то профильное образование?

— Да. Я поступил на факультет «искусств» в Петербургский тогда еще университет, ныне институт Культуры. Направление называлось «режиссер документального кино и телефильма».

— Свои первые осознанные работы ты начал делать именно в университете. Какое направление кино тогда тебе пришлось по душе?

— Мы с первого семестра учились снимать документальное кино. Я был им впечатлен и хочу, как например Скорсезе, снимать и документальное и игровое кино. Первую свою статуэтку получил именно документальный фильм «Trase». Но, сердцу не прикажешь, и так вышло, что на данный момент душа лежит больше к игровому кино, которым я начал заниматься и продолжаю заниматься до сих пор.

— Можешь ли с уверенностью сказать, что после окончания ВУЗа ты полностью осознал, что такое режиссура и готов применять полученные в данной области знания на практике?

— Без эрудированности, знания каких-то основ и той базы, которую предоставляет университет при обучении, сложно заниматься режиссурой кино. Но, как правило, после 5 лет обучения институты не выпускают готовых к работе режиссеров. Имея полученные знания, можно пойти преподавать какие-то курсы по истории кино. Некоторые мои товарищи пошли зарабатывать деньги, преподавая режиссуру детям. Без практики, без понимания того, что такое площадка, кинокамера, 50 человек съемочной команды, работа по 20 часов в сутки, нет четкого понимания профессии.

Институт не дает такой возможности. Во время моего обучения с съемочной аппаратурой были проблемы. В любом случае – это тоже некий опыт, который я сумел воплотить ещё и качестве продюсера, чтобы находить деньги и технику для своих проектов.

Пары по операторскому мастерству, Санкт-Петербурский государственный институт культуры.

— А как насчет твоей киностудии «North Film Factory»? Ведь именно благодаря ей появился твой фильм «Исступление».

— Я создал «North Film Factory» еще на втором курсе института. Именно благодаря нашей большой команде появился фильм «Исступление».

Я знал, что к диплому должен обрести некий опыт, а также осознать, как заниматься профессиональным кинопроизводством. Это было сложно, но, мне кажется, если не мечтать о лаврах, а просто реально трудиться и выкладываться по полной – тогда эта задача станет выполнимой.

За основу сюжета был взят сценарий Никиты Ворожищева. Уже после, благодаря Никите и еще нескольким сценаристам, я переписал историю и сделал её, как оказалось, сложнее, но тем и интереснее. Вообще, когда работаешь над фильмом два года, начинаешь сомневаться уже абсолютно во всём. Мы решили отправить сценарий на седьмой Московский Питчинг Дебютантов, где стали призерами. Это и стало финальным аккордом для того, чтобы мы запустили производство фильма.

— Какой основной посыл, на твой взгляд, несет фильм?

— Нам важно было этим фильмом показать, что человек и робот – это несравнимые друг с другом субстанции. А человеческая душа – она имеет самое большое значение в жизни. Сверхзадачей было показать это в кино. Получилось у нас или нет – судить зрителям. Я вообще сам по себе человек, который не любит слишком «сложное» кино, которое посмотрит только собственная съемочная группа. Но, могу сказать, что данный фильм получился непростым, но вполне приемлемым для общего восприятия.

съемки фильма «Исступление»

— Эльгуджа, расскажи, как твой фильм дошел до Каннского кинофестиваля?

— Изначально, мы ставили себе задачу сделать кино, которое сможет оказаться достойным кинофестивалей. Поэтому очень тщательно подходили к процессу работы. Да, это немного по-юношески рассчитывать, что ты попадешь в конкурсную программу самого знаменитого европейского кинофестиваля. Но почему бы и нет? В этот раз мы смогли попасть только в уголок короткого метра, так называемый «Short Film Corner». Попасть на Каннский кинофестиваль, откровенно говоря, очень сложно, но вполне реально. И особенно с этого года, так как теперь смотр делает все для того, чтобы молодые кинематографисты могли его посетить, и наличие работы, иногда не является обязательным условием.

— А вот что лично для тебя оказалось очень полезным, что ты извлек из этой поездки?

— Каждый раз мероприятия перетекают в неформальные, где ты при большом желании можешь пообщаться с такими мэтрами российского кинематографа, как Александр Роднянский, например. Или же застать Дмитрия Нагиева, приехавшего представить свою картину «Непрощенный». Как небольшой кинофестиваль «Meters», проходящий в Твери, так и Каннский кинофестиваль обладают невероятной энергетикой. Ты понимаешь, что оказался среди множества людей, занимающихся производством кино. И ты питаешься этим, заводишь знакомства и главное – понимаешь, что все твои труды не просто так. Это здорово, что каждый имеет возможность представить свою работу широкой профессиональной аудитории.

павильон «Роскино», Канны

— А как устроен сам фестиваль?

— Фестиваль устроен настолько четко, что все расписано по минутам. Красная дорожка, программы, мастер-классы, показы и прочее. Это отличный пример того, как все должно быть устроено и на съемочной площадке. На фестивале есть кинорынок, где ты можешь найти контакты каких-то ведущих кинокомпаний или киностудий со всего мира. Существуют кинозавтраки, на которых можно в легкой форме, за чашкой кофе пообщаться с представителями мировых дистрибьютеров или киноплатформ. Например, на одном из таких завтраков был представитель Vimeo. С ним можно было пообщаться, дать свою визитку или рассказать о своем проекте. Этот человек, к слову, заинтересовался проектом одного из моих коллег. Поэтому все возможно.

Каждый из участников даже внеконкурсных программ имеет возможность пройтись по той самой легендарной красной дорожке. На фестивале есть система, в которой ты можешь запросить билет на показ в «Red Carpet». Билеты разыгрываются, как лоты. Но тут колесо фортуны: кому-то повезет, кому-то нет. Так, одному моему товарищу выпало аж три премьерных показа, а другому ни одного.

Дворец фестивалей и конгрессов, Канны

Еще одно из мест, которое обязательно стоит посетить на фестивале в Каннах, – бар первого этажа уголка короткого метра. В 17 часов начинается своего рода фуршет. В этом месте в этот час скапливается большинство участников уголка. Все начинают заводить знакомства и делиться контактами. Очень важно иметь визитки, так как все разговаривают на разных языках. Поэтому, если ты действительно заинтересовался кем-то или кто-то тобой, легкое общение можно перевести в конкретные предложения и действия посредством почты. Единственный минус всего происходящего – французы не охотно говорят по-английски, но это уже лишь отголоски их прошлой исторической вражды.

— Тебе удалось обзавестись полезными знакомствами?

— Наша кинопроизводственная компания North Film Factory, помимо художественного кино, еще занимается анимацией. Мы хотим, как и легендарная киностудия СТВ, заниматься не только игровым кино. Сейчас мы находимся в постоянном поиске молодых талантов анимационной индустрии. Я познакомился с немцем, занимающимся 3D-анимацией. Мы обменялись контактами и теперь у нас есть возможность сотрудничать с профессионалом из Германии.

— Очень здорово, что тебе и твоей команде выпал шанс побывать в Каннах. Это, действительно, бесценный опыт и новая ступень твоей профессиональной карьеры. Каковы дальнейшие планы?

— Далее еще больше кинофестивалей. Будем продолжать нашу кинофестивальную историю. А что касается меня и North Film Factory, наша задача – привлекать в работу все больше молодых кинематографистов. Получив колоссальный опыт в двухлетней работе над «Исступлением», мы планируем сделать еще один короткометражный проект, чтобы набраться опыта перед выходом на полный метр. Вся наша команда – это люди с новым взглядом на кинематограф. Именно наше поколение, искренне желает изменить отечественный кинематограф в лучшую сторону. Так, нашими совместными усилиями создается что-то новое, интересное и главное качественное.

Мария Гомонова, «Русская Фильм Группа».


103 просмотра
bottom of page